Разноцветный мир

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

  • «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
  • «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
  • «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

Игры на развитие тактильных ощущений.

  • «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
  •  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
  • «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
  • «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
  • «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
  • «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
  • «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
  • «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
  • «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
  • «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
  • «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник - розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
  • «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
  • Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.

Программа занятий

п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Диагностика

2

1

1

Беседа, наблюдение

2

«Найди предмет такой же формы»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

3

«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

4

«Шумящие коробочки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

5

«Играем с бумажными шариками»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

6

«Волшебный поднос»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

7

«Наряди солнышко»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

8

«Подбери по форме»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

9

«Игры с прищепками»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

10

«Поймай льдинку»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

11

«Кто скорее соберет игрушки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

12

«Счетные палочки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

13

«Золушка»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

14

«Пальчиковые игры с грецкими орехами»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

15

«Окрашивание воды»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

16

«Снег-снежок»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

17

«Поможем Мишке разложить игрушки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

18

«Строим башню»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

19

«Что лежит в мешочке?»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

20

«Тактильные подушечки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

21

«Сделаем куклам бусы»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

22

«Спрячь мышку»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

23

«Игры со счетными  палочками»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

24

«Башня из кубов»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

25

«Подбери картинки для куклы и Мишки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

26

«Подбери фигуру»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

27

«Ткани»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

28

«Игры - шнуровки»

тренировать мелкую

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

29

«Воздушные шары»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

30

«Веселые матрешки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

31

«На что похожа клякса?»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

32

«Составь предмет из геометрических фигур»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

33

«Счетные палочки»

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

34

Диагностика

2

1

1

Беседа, наблюдение

Итого

36

18

18

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie