Разноцветный мир
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
- «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
- «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
- «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Игры на развитие тактильных ощущений.
- «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
- «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
- «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
- «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
- «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
- «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
- «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
- «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник - розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
- «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
- Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.
Программа занятий
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Диагностика |
2 |
1 |
1 |
Беседа, наблюдение |
2 |
«Найди предмет такой же формы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
3 |
«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
4 |
«Шумящие коробочки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
5 |
«Играем с бумажными шариками» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
6 |
«Волшебный поднос» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
7 |
«Наряди солнышко» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
8 |
«Подбери по форме» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
9 |
«Игры с прищепками» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
10 |
«Поймай льдинку» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
11 |
«Кто скорее соберет игрушки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
12 |
«Счетные палочки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
13 |
«Золушка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
14 |
«Пальчиковые игры с грецкими орехами» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
15 |
«Окрашивание воды» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
16 |
«Снег-снежок» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
17 |
«Поможем Мишке разложить игрушки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
18 |
«Строим башню» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
19 |
«Что лежит в мешочке?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
20 |
«Тактильные подушечки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
21 |
«Сделаем куклам бусы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
22 |
«Спрячь мышку» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
23 |
«Игры со счетными палочками» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
24 |
«Башня из кубов» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
25 |
«Подбери картинки для куклы и Мишки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
26 |
«Подбери фигуру» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
27 |
«Ткани» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
28 |
«Игры - шнуровки» тренировать мелкую |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
29 |
«Воздушные шары» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
30 |
«Веселые матрешки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
31 |
«На что похожа клякса?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
32 |
«Составь предмет из геометрических фигур» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
33 |
«Счетные палочки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
34 |
Диагностика |
2 |
1 |
1 |
Беседа, наблюдение |
Итого |
36 |
18 |
18 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»