Волшебные превращения
Краткая характеристика нетрадиционных техник рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Программа занятий
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Задачи |
Оборудование |
сентябрь |
|||
1.«Мой любимый дождик» |
Рисование пальчиками |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. |
Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. |
2.«Весёлые мухоморы» |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Учить рисовать травку пальчиками. |
Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
3.«Жёлтые листья летят». |
Рисование ладошками. |
Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. |
Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. |
4.«Осеннее дерево» (коллективная работа) |
Рисование ладошками |
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. |
Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
октябрь |
|||
1.«Нарядные матрешки» |
Оттиск печатками, рисование пальчиками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки |
2.«Букет из осенних листьев». |
Печатание листьями |
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. |
Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. |
3.«Солнышко |
Рисование ладошками |
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета. |
4.«Рябинка» (1-е занятие) |
Рисование пальчиками |
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цвет восприятие,чувство композиции. |
Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины. |
ноябрь |
|||
1.«Рябинка» (2-е занятие) |
Скатывание бумаги |
Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. |
Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины. |
2.«Мы рисуем, что хотим». |
Разные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Все имеющееся в наличии. |
3.«Виноград» |
Рисование пальчиками. |
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию |
Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета. |
4.«Зайчик» |
Рисование пальчиками. |
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. |
Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
декабрь |
|||
1.«Лес» |
Рисование пальчиками |
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Листы белой бумаги, гуашь, салфетки. |
2.«Снег кружится». |
Рисование пальчиками. |
Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. |
Листы голубой бумаги. |
3.«Снежные комочки» |
Рисование тычком жёсткой кистью |
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. |
Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. |
4.«Маленькой ёлочке холодно зимой». |
Рисование пальчиками |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. |
Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
январь |
|||
1. «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) |
Рисование техникой тычкования |
Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). |
Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая |
2.«Вишнёвый компот» |
оттиск пробкой |
Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. |
силуэте банки, красная гуашь |
3.«Красивая салфеточка» |
Рисование пальчиками. |
Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. |
Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов. |
4.«Мои рукавички» |
оттиск пробкой, рисование ватными палочками |
Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета |
февраль |
|||
1.«Весёлый снеговик» |
Рисование пальчиками. |
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. |
Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета. |
2.«Снежинки». |
Свеча + акварель |
Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. |
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
3.«Кораблик для папы» (занятие 1-е). |
Скатывание бумаги |
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. |
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки |
4.«Кораблик для папы» (занятие 2-е). |
Скатывание бумаги |
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность |
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки |
март |
|||
1.«Цветы для мамы» |
Рисование ладошками, пальчиками, печатками. |
Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. |
Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
2.«Весёлый осьминог». |
Рисование ладошками. |
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета. |
3.«Бабочка» |
Рисование ватными пальчиками, тампонирование |
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. |
Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. |
4.«Мое любимое животное» |
тычок |
Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное |
Готовые формы животных |
апрель |
|||
1.«Божьи коровки на лужайке». |
Рисование пальчиками. |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). |
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. |
2.«Ночь и звезды» |
Рисование манкой, скатывание салфеток |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. |
Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
3.«Ветка мимозы» |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. |
Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы |
4.«Жили у бабуси два веселых гуся» |
рисование ладошкой |
Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали |
Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей |
май |
|||
1.« Красивые цветы для пчелки» |
Рисование ладошкой |
Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. |
Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки |
2.«Одуванчик |
Рисование пальчиком, ватными палочками |
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета. |
3.«Сиреневый букет» |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
4.«Рисуем, что хотим». |
Разные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Все имеющиеся в наличии. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»